ЯНГИ ДУНЁ www.yangidunyo.org янги дунё www.yangidunyo.com

Саҳифаларимиз

Филмлар

Ҳамкорларимиз:

Рукнлар

Календар

november 2012
M T O T F L S
« okt   Dec »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

  • Воспоминания о далёких днях (2)

    М. Захидов. “Насрий Баён” к “Фархад и Ширин” академика Гафура Гуляма – путь к пониманию многогранности А. Навои.

     audiobook.uz  представляет  продолжение статьи Марата Захидова  «Воспоминания  о далёких  днях.  Гафур  Гулям –  поэт,  писатель,  учёный?»

    Про  себя я  скажу,  что  вникнуть  в  суть  творчества  А.  Навои,  смог  только  через  «Насрий  Баён» Г.  Гуляма. Я  не  имел  филологического  образования,  вырос  среди  русскоговорящих,  В  школе  50,  где  я  учился, требования были  строжайшие,  но   по  узбекской  литературе,  узбекских  писателях мы  знали  понаслышке.

    В  классе  из  40  человек  узбеков   было  мало.  Рано  Шарипова,  в  будущем  врач  и  народная  артистка Узбекистана,  выдающийся  спортсмен – футболист,  сын  основателя  театрального  искусства  Узбекистана,  Улугбек Кари-Якубов,  будущий  профессор  офтальмолог  Тамара  Муратова  и  «ваш  покорный  слуга».

    Но  в  моём  образовании   в  школьные  годы   роль  сыграл  отец.  Тогда  же  он  дал  мне  для  освоения   изданный под  руководством  Гафура  Гуляма  и  его  научной  группой  филологов  словарь.

    Я  его  сохранил,  но  использовал  …  почти  не  использовал.  В  «Насрий  Баёне»  я  нашёл  для  себя  «крылатые  выражения»  и,  более  того,  предвидения,  аналогии,  оценки…  Если  бы  я  читал  просто  само  произведение,  то  оно  бы  для  меня  не  раскрылось  бы  в  своём  объёме  так  полно.  Как  говорят  в  ряде  случаев  обычно,  что  каждый  видит  своё.  А  Гафур  Гулям  открыл  путь  всем.  Чтобы  не  быть  голословным  приведу  один  эпизод.

    Когда  мне  надо  было  подготовиться  читать  лекции  по  «Информатике»  для  гуманитариев,  я  несколько призадумался.  В  70-х  годах  начиналась  повальная  компьютеризация.  Обсуждая  с  акад.  Н.Н.  Моисеевым   подходы  донесения  смысла  самого  слова  «информатика»,  мы  коснулись  структурности.  И Никита  Николаевич  Моисеев сказал,  что  надо  привлечь  гуманитариев  тем,  что  информатика  опирается  на  «три  кита»,  а  именно:  на  естествознание,  ГУМАНИТАРНЫЕ  науки  и  математику.     У  меня  тут  же  в  голове  появилась  интерпретация  Гафура Г.  высказывания Алишера Навои,  которое  я  привожу  ниже.  «Табиий, риёзий  ва  илоҳий  илмлар  унинг  олдида бошдан-оёқ  алиф,  бе  те  дай  аён  эди”.  “Естествознание,  математика  и  божественные (т.е. гуманитарные  науки. – М.З.)  для него  (Фархада) стали   основой  основ”.  Это  произвело  на  Никиту  Николаевича  впечатление

    Лекцию  я  начинал  с этих  слов  Навои.

    Тогда  же  я  сказал  Никите  Николаевичу  Моисееву,  что   тиражируемое  высказывание  Евгения  Шварца:  “Дракона  может  победить  только  дракон”, –  имеет  ранний  аналог  500 – летней  давности  (1484 г.  Год  написания  “Фархад  и  Ширин” – М.З.).  В  развёрнутом  пояснении  Г. Гуляма  читаем:  ”Маълумдирки, фил  билан  олишиб,  хартумига  хартум  солиш  учун фил  бўлиш керакдир”.   У  Алишера  Навои  это  выглядит  так:  “Керак  ҳам  пил  эрур,  бу  нукта  маълум/ Ки,  солғай  пил  хартумига  хартум” (стр. 32-33).

    В  1989 – 90  г.г.   в  своих  дискуссиях  с  руководителями  неформальных  структур, в  частности,  Бирлика,  а  позже  и  в  адрес  эрковцев,  я  часто  приводил  слова  Алишера Навои,  доказывая  им  их  полную  несостоятельность  с  личностью  Президента,  которого  они  пытались  сместить,  чтобы  встать  …  во  главе  страны.

    Тогда  же  Шухрат  Исматуллаев,  сопредседатель  Бирлика,  меня  спросил:  Откуда  ты  берёшь  такие  высказывания?   Блестящий  учёный – математик,  высоко  образован,   честнейший  человек,   но    в  политике  –  безнадёжная  наивность.

    Я  ему  ответил:  Оттуда.  И  вот  серия  определений  в  представлении  Г.  Гуляма  “оттуда”.  Не  в  бровь,   как  говорят,   а   под  дых.  “Биров  шоҳлик  мансабини  эгалласаю,  сиёсат  билмаса,  иши  ўринламайди.  Салтанат   ишига  тескари  тушатурган  бунчалик  табъи  тозаликнинг кераги  йўқ  эди.   Бировки  оламга  шоҳ  бўлар,  у  тангрининг  сояси  деган сўз.  Ўша  соя  бўлган  киши ўз  шахсида  қандай даражаларни  топса,  у  ҳолатни кўрсатиши  керак.  Жонига  қасд   қилганларни   кечириш,  дарвишликка  муносиб  сифат, бироқ  шоҳликда бу  ярамас  хосиятдир.   Агар  золимга  шоҳдан  қўрқув  бўлмаса, ўша  золим  севинадию,  жабр   кўрган   мазлум  қайғуради” (стр.150-151).

    В  переводе: “Если  некто  заполучит  власть,  не  разбираясь  в  политике,  то  провалит  дело.   Мягкость  характера  несопоставима  с  политикой  управления  страной.  Правителем  становятся  по  воли  Всевышнего  (10  лет  назад  мне  в  Норвегии   поэт   С.-С.  Мадамин  говорил  точно  такие  слова  о  воле  Всевышнего,  но  у  него  семь  пятниц  на  неделе,  три  Эрка,  два  Демфорума  и  развалившийся   НДУ.  К  Навои  надо  прислушиваться,  к   Алишер – бобо,  господин,  Салай  Мадамин  Солих  лакаби)  и  падишах   должен  оправдать  волю  Всевышнего.   Добродетель  дана  дарвишам, а  не  падишахам.  Если  падишах  не  остановит  злодея – мерзавца,  то  честный  человек  будет  страдать,  а  злодей  торжествовать”   (перевод  на  русский  мой. – М.З.).

    Очень  часто  в  произведениях  выдающихся  писателей  и  поэтов  прослеживаются  аналогии,  логические  конструкции,  философские  рассуждения.  С  диалектикой  у  Навои  сталкиваешься  на  каждом  шагу.   Многие  выражения  становятся  широко распространнёными.  Например,  А.С.  Грибоедов (“Горе  от  ума”).  “Служить  бы  рад – присуживаться  тошно”,  “Ведь  нынче  любят  молчаливых”, “Когда  постранствуешь,  воротишься  домой,  и  дым  Отечества  нам  сладок  и  приятен”,  “Что  за  комиссия  создатель  быть  взрослой  дочери  отцом!?”.

    Оноре Де  Бальзак  в  “Шагреневой  Коже”  писал  созвучно  теме  Навои  “падишах – дарвиш”:  “Власть  оставляет  нас  такими,  какие  мы  по  своей  природе,  и  возвеличивает  лишь  великих”.  Навои  в  число смысловых  примеров логического  “отрицания”  проводит  мысль:  “Агар  дунё  шомида  бир  ой  кам  экан,  бир  тарафдан  қўёш  кўтарился  нима  қайғу”.  Не  буду  переводить,  а  сразу  приведу  подобные  строки  стиха  Генриха  Гейне:  “Однажды,  стоя   у  моря,  вздыхал  он  сто  раз  подряд/  Такое  внушало   горе –  солнечный  закат./ Друг  мой,  будь  поспокойней:  не  стоит  об  этом  вздыхать:  ВОТ  ЗДЕСЬ  ОНО  СПЕРЕДИ  ТОНЕТ,  А  СЗАДИ  ВОСХОДИТ  ОПЯТЬ”.    Навои  тонко  подмечает,  что  не  может  быть  ни  полной  свободы  (тогда  не  будет  справедливости),  ни  полной  справедливости (тогда  нет  места  никакой  свободе).

    ОТСТУПЛЕНИЕ.

    Я  ВСЕГДА  ДОВОЖУ  ДО  ОКРУЖАЮЩИХ  СВОЁ  ВИДЕНИЕ  СВОБОДЫ,  А  ИМЕННО:  МОЯ  СВОБОДА  КОНЧАЕТСЯ  ТАМ,  ГДЕ  НАЧИНАЕТСЯ  НОС  ДРУГОГО  ЧЕЛОВЕКА.

    Г. Гулям  слова  Навои  перефразировал  так:  “Халқ  нима  иш  қилса  ҳам  тергаш  йўқ,  қилган  ишни  ёмон  қилибсан  дейиш  йўқ”.  Это  когда  народ  получил  полную  свободу   и  ликовал.   И  тонко  подмечено,  что  обошлось  мероприятие  без  эксцессов,  обычных  в  таких  ситуациях.

    Г. Гулям  донёс  до  широкого  читателя  рассуждения  о  государственном  устройстве,  основных  принципах  управления  государством,  роли  личности.  Это  не  случайно.  Алишер Навои  совмещал  поэтическое  творчество  с  государственной  деятельностью.  Многогранность  способностей  и  возможностей  Алишера  Навои  донёс Гафур Гулям  и  до  широкого  круга  читателей,  и  до  читателей,  обладающих  специальными  знаниями.

    www.yangidunyo.org

    Published on november 13, 2012 · Filed under: Марат Зоҳидов;
    1 Comment

One Response to “Воспоминания о далёких днях (2)”

  1. kuzatuvchi said on

    Siyosatni bir kishi boshqara olmaydi. Qonunlar chiqarib uni amal qilinishini taminlanishi kerak. Juda shaxshi halol insonlar kop Karimovni komandasidan kora halqga yaxshi hayot taminlay oladigan. Siz balki hamisha haqsiz hozircha lekin ertaga baho beriladi nima ishlar qilinganingizga. Ismatullaevni ham boshqalarni ayblagan qatori sisosatni bilmaslikda ayblagansiz.. Oddiy halqni hayotidan ancha yiroqdasiz bazi amaldorlar qatori.