-
«От тюрьмы и сумы не зарекайся … от судьбы беженца тоже».
23 января 2013 года Посол ОБСЕ в Узбекистане Дьердь САБО по случаю визита Генерального секретаря ОБСЕ господина Ламберто ЗАНЬЕРЫ в Узбекистан в зале Амира Темура организовал большой приём для дипломатов, представителей правительственных организаций, гражданского сектора. На приёме, присутствовали руководители Национального Центра Узбекистана по правам человека, Уполномоченного Олий Мажлис (Омбудсман) по правам человека, а также представители зарегистрированных организаций по правам человека гражданского сектора Исмоил Одилов и Марат Захидов, который является также вице – президентом Международного Общества Прав Человека, который базируется в Германии. Мы обратились к М.Захидову по телефону с вопросами.
– С чем связан визит такой внушительный состав делегации ОБСЕ в Узбекистан?
– Об этом сказал господин генеральный секретарь Заньера в приветственной речи. Во-первых, возросла роль Узбекистана в сохранении стабильности в регионе Центральная Азия. Во-вторых, в росте значимости гражданского сектора в общественно – политической жизни узбекского общества. А ОБСЕ уникальная организация, которая начинала свою деятельность под названием «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе – СБСЕ, и, являясь организацией, скажем, для контактов с правительственными, сотрудничает с неправительственными организациями, или, как говорят, с институтами гражданского общества.
-Известно, что последний визит делегации ОБСЕ состоялся 8 лет назад, когда произошли Андижанские события. После этого европейское сообщество свернуло свои контакты с Узбекистаном, были введены санкции и т.д. С вашей точки зрения, что изменилось?
-Не совсем свернули контакты, но ограничили. Вы правы. Более того, против представительства ОБСЕ и Посла ОБСЕ в Узбекистане была организована провокация со стороны группы правозащитных организаций и «партий», объединённых под названием «Правозащитный Альянс». Тоже институтом гражданского общества считается. Эти «правозащитники» хотели поставить на колени Посла ОБСЕ в буквальном смысле слова. После Андижана. Представительство ОБСЕ в 20-30 метрах от моего дома. Я тогда в мае 2005 года вышел к пикетчикам и разговорился. Это тема отдельного разговора. И я на ней обязательно остановлюсь. Пора. Санкции после Андижана были. Но обратите внимание. Не было ответных «санкций» со стороны Узбекистана. Я имею в виду, что не составляли «список Шармандабулганского» и не принимали «законов мальчика Шурикурганского». Но у нас выросли свои «громыки» и «лавровы», выдающиеся дипломаты типа А. Камилова, Э. Ганиева, В. Норова или та же … не буду называть имени, чтобы не давать повода для визга. Я не имею в виду «комсомолистов» – болтунов, а профессионалов. Вот я и вижу, что сдержанность, выдержанность, дипломатичность узбекской стороны, пересмотрело отношение Запада к политике Узбекистана. Это моё видение событий политической жизни. В интервью я не могу подробно говорить, но в публикациях, в частности, к 75 – летию Президента страны, выскажусь по фактам.
-Вы, конечно. знаете, что упомянутого Вами Норова в прошлом году подвергли тщательному обыску на немецкой таможне, несмотря на то, что «выдающийся дипломат», как Вы сказали.
-Знаю. Я и его брата знаю. Прокурора – иллюзиониста. Но это моё частное мнение. Но я знаю, если какого-нибудь полуграмотного узбекского правозащитника с мошенническими замашками Икрамхожий Рассом-Сурат угли поколотили бы обжуленные им кредиторы, то тот бы побежал в посольство Джиуджитсы с криками «вой – дод». Пожаловался на спецслужбы. А узбекская сторона отнеслась к этому эпизоду с «суперпроверкой» нормально. И не надо злорадствовать, что немцы взялись за Узбекистан. Не будут немцы такой ерундой заниматься. Просто в таможне был какой-нибудь приказ, или же внеплановая тотальная проверка – типа «мастер класс». Немцы удивительная нация. Перед израильтянами и ими я преклоняюсь. Но это тоже моё видение.
-Как будут развиваться в дальнейшем отношения с ОБСЕ с Вашей точки зрения?
-Как между ОБСЕ и членом ОБСЕ Узбекистаном – это не моя компетенция. Судя по выступлению Генерального секретаря, планы грандиозные. Мы с правозащитником Исмаилом Одиловым имели честь на приёме побеседовать с господином Послом ОБСЕ Сабо и высоким гостем, Генсеком ОБСЕ господином Заньера. Я сказал, что мы, как правозащитники предлагаем поднять актуальный вопрос для Узбекистана. Это гастербайтеры. Генсек меня тут же поправил. «Не только для Узбекистана, но я для других республик Центральной Азии», – добавил он. Что интересно? В 2010 году мы приходили к бывшему Послу ОБСЕ в Узбекистане господину Вентцелю с этническими узбеками из Оша по вопросу геноцида узбеков со стороны кыргызов. И тогда Посол меня поправил, что не со стороны кыргызов, а со стороны бандитских группировок. Чёткость у европейских дипломатов ОБСЕ во всём. Дело в том, что в своё время Абдурахим Пулатов (Бирлик) вынес любопытное предложение. Он предложил создать что-то вроде министерства по работе с мигрантами, и даже по-моему политбеженцами. Если не изменяет память, то предложил на эту позицию Пулата Ахунова. Надо отдать должное этому предложению. У нас есть отделение в Кабардино-Балкарии от КЗПЛ-МОПЧ по договорённости с Минюстом Кабардино-Балкарии и правительством о нашей Рабочей группе там. Она там функционирует уже 8 лет. Объективная реальность складывается таким образом, что наши гастербайтеры в ряде государств СНГ сталкиваются с проблемами, связанными с правами человека. Сами там, как «бесхозные котята». Причём количество их порядка 3-4 млн. Могу ошибиться. Мы попросили Генсека обратить внимание и возможно включить на предстоящую сессию БДИПЧ ОБСЕ этот вопрос. Он попросил нас подготовить предложения, куда мы включим также вопрос о недопустимости поддержки на ряде интерсайтов, рядом демократических правительств развитых государств, недобросовестными или ограниченными политиками-депутатами и т.д. под знаменем «свободы собраний» и т.д. откровенно, экстремистских организаций с привлекательными именами «народный», «демократический» и т.д. Эти предложения мы передадим Послу ОБСЕ г-ну Сабо в Ташкенте. С более подробной информацией мы выступим в СМИ.
-Последний вопрос. Можно на него не отвечать. Как вы себя чувствуете? И опровергаете вы слухи, что намерены уехать из Узбекистана?
-Насчёт здоровья могут пока не надеяться. Хотя бывший директор НДИ США господин Глауб свалился с инсультом в 60 лет. Я с женой его навещаем. У меня конец такой же, судя по моим болезням. Надо смотреть реальности в глаза. Что касается отъезда, то такие предложения были. Они были и в 1992 году, когда меня уволили решением парламента из депутатов и с университета… за профессиональную непригодность. Прошло 20 лет, но я здесь. Правда сейчас я уже уголовник, по мне принято около 7 только заочных решений суда за три года. На судах буквально на днях (судья Денисова) откровенно высказалась одна госпожа, что посадить Захидова уже ничего не стоит, и сейчас они возьмутся за мою семью. Правда судья Денисова «оратора» одёрнула, но ведь она права. Пока не могу грешить, но за всю клинику «Калисто» взялись компетентные органы. И если через 2 часа мною после госпитализации в кардиологическое отделение какой-то прокурор обещал показать «кузькину мать» главврачу, так как я хочу спрятаться от суда, а тот мне потакает. Поэтому мы ожидаем, что к жене будет отношение особое. У этих прокуроров много амбиций. Ей уже заявили, что он такой мощный прокурор, что заставит её вспомнить, что она делала в первом классе. Поэтому от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Узбекские судьи могут и тюрьму организовать и с сумой отправить на побирушки. Поэтому от судьбы политбеженца тоже не зарекайся. Но с Общей оценкой в публикуемых на вашем сайте статьёй «Сифилис Судебной системы», я не могу согласиться, так как там получается, что всех надо стричь под одну гребёнку. Нет. Но группировки надо разоблачать.. Преступные группировки. Цивилизовано. Как дипломаты из ОБСЕ.
www.yangidunyo.org
Published on januari 24, 2013 · Filed under: Марат Зоҳидов;
Охирги изоҳлар