ЯНГИ ДУНЁ www.yangidunyo.org янги дунё www.yangidunyo.com

Саҳифаларимиз

Филмлар

Ҳамкорларимиз:

Рукнлар

Календар

mars 2013
M T O T F L S
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  • Интервью для газеты «Трибуна: Ашык Алан»

    nazarbaevО последних изменениях в официальной мусульманской жизни Казахстана и некоторых других вопросах религии мы беседуем с предедателем Союза мусулман Казахстана Муратом ТЕЛИБЕКОВЫМ

    – На прошлой неделе сменился верховный муфтий республики. Как вы считате, он выработал свой ресурс, или же не смог справиться со сложившейся напряженной религиозной ситуацией

    Разговоры об уходе Дербисали идут давно. Он и раньше просился на отдых, однако его попросили повременить – искали подходящую кандидатуру. Причина отставки кроется в возрасте и состоянии здоровья. К тому же, все прекрасно понимали, что старик не справляется с работой. Религиозный экстремизм из мечетей вырвался на улицы городов, фанатики взяли в руки оружие. Причем это происходит на фоне резкого сокращения числа внешних миссионеров. Авторитет отечественных имамов стремительно падал.
    Я думаю, что новый муфтий не сильно будет отличаться от прежнего. Откровенно говоря, трудно совместить в одном лице креативную личность и покорного марионетку. Впрочем, поживем – увидим.
    Больше всего меня удивляет сама процедура избрания. Все делалось наспех, скрытно. Это свидетельствовало о том, что власти не уверены в поддержке мусульманского духовенства. Вопросов много. Прежде всего, вызывает недоумение личность нового муфтия. Я набрал в поисковой системе Google имя «Ержан Маямеров» и не увидел ни одной теологической статьи, научной публикации, выступления. Абсолютно никаких сведений, кроме информации об избрании главой ДУМК. С таким же успехом мы могли бы назначить на эту должность банкира Григория Марченко на том основании, что у парня отличная борода. Или депутата Загитпу Балиеву, так как она бегло говорит по-казахски. А еще лучше – избрать муфтием известную чиновницу Наталью Коржову! Вот тогда мы действительно поразим весь мусульманский мир. Причем в качестве главного аргумента привести ее неописуемую красоту. Да, так и сказать: «Муфтием Казахстана народ избрал деву-Наташу, потому что у нее классная фигура!». Представляю себе реакцию исламского сообщества? Саудовские шейхи дружно опрокинулись навзничь и закатят глаза. Пакистанские улемы начнут биться в истерике и сотрясать воздух кулаками.
    Прежний муфтий Абсаттар Дербисали при вступлении на должность выглядел куда более привлекательным: у него была научная степень и авторитет ученого. Здесь же – девственно чистая биография! Мне трудно понять логику Ак Орды. Каким образом она пытается завоевать расположение мусульманской уммы? Мало быть исполнительным и абсолютно лояльным на этой должности. Муфтий должен обладать авторитетом, харизмой. Может быть, для солидности ему присвоить звания академика и вручить пару орденов? Вытянуть рост, отрастить бороду, надуть живот… Современные технологии позволяют добиться подобного эффекта за считанные дни. Но спасет ли это положение?

    – Да, прямо смех сквозь слезы… В нашей стране получают распространение различные направления ислама, утверждение которых способствуют различные политические и общественные деятели. Ну, вы поняли, о ком речь. Что вы можете сказать вообще об исламизации Казахстана?

    – Исламизация идет очень интенсивно. Я думаю, что это общемировая тенденция. Ислам становится знаменем для национал-патриотов и борцов за демократию. Весьма важная роль отведена исламу и в геополитической борьбе. В США разрабатывается концепция «исламской дуги», которая могла успешно противостоять экспансии Китая и России. Надо отдать должное американским политикам. Руководствуясь прагматизмом, они умело направляют энергию мусульманского мира в нужном направлении. Попросту говоря, они эксплуатируют ислам, и делают это довольно успешно. Казахстанским правителям следовало бы поучиться у своих заморских коллег. К сожалению, наши стратеги предпочитают решать подобные проблемы с помощью гранатометов, автоматов и резиновых дубинок. Мозги включают изредка – по большим праздникам и в самую последнюю очередь.
    Распространение ислама нельзя объяснить исключительно политическими технологиями, информационным зомбированием и экономическими проблемами. Явление это очень сложное, многоплановое, малоизученное. Здесь идет нечто из глубин человеческого сознания. Впрочем, это тема для отдельного разговора.


    -В связи с этим, некоторые, кто нарочито, кто для лишнего пира называют себя приверженцами тенгрианства. Это играет какую-то роль или все же языческий пережиток?

    – Мне не хочется подвергать остракизму приверженцев тенгрианства. Каждый волен выбирать вероисповедание по душе. Однако в распространении этой идеи очень явственно ощущается политический привкус. Ни для кого не секрет, что казахстанские идеологи давно лелеют мечту – создать альтернативную модель ислама, которую можно было легко управлять. Агентство по делам религии год назад выдвинуло идею умеренного ислама. Но в чем суть этой умеренности, так и не объяснили.
    Пропаганда тенгрианства – это одна из попыток сдержать распространение ислама. Хотя мы видим, как органично вплетаются языческие традиции тенгрианства в ткань мусульманской идеологии. Конфронтация ислама и тенгрианства – надуманная проблема. Зайдите в любое казахское село и вы не найдете ни одной семьи, которая бы объявила: «Мы – тенгрианцы и не признаем ислам!». Подобные утверждения для них – дикость. Ни в одном казахском ауле вы не найдете тенгрианской мечети. Тот, кто пытается утверждать обратное – безнадежный фантазёр и сумасшедший.

    – После распада СССР у казахского этноса произошел мощный толчок, началось изменение культуры и самоидентификации, многие заинтересовались исламом, ожидается перевод казахского на латиницу, может ли это объединить нас с тюркским и мусульманским миром?

    – Переход на латиницу – это политическая игра, которую затеяла казахстанская власть, пытаясь сдержать российскую экспансию в Центральной Азии. С другой стороны – это что-то вроде пугала для собственного народа. Подобные технологии широко используются во всем мире. Чтобы обществом легко было управлять, необходимо держать его в постоянном напряжении. Нужно вбрасывать в него сумасбродные проекты, создавать мнимые угрозы, держать на полуголодном пайке. Общество, которое находится в спокойном, сытом состоянии, начинает организовываться, структурироваться. Оно вырабатывает собственное поведение, появляются свои лидеры, которые начинают претендовать на власть. Таким обществом трудно управлять. Чтобы не допустить подобного, необходимо нагнетать страхи, поддерживать криминальные круги, распространять бандитизм, повышать цены на коммунальные услуги и продукты питания.. Если нет террористов, их создают, придумывают, приглашают из-за рубежа, берут на прокат. Время от времени, надо устраивать публичные перестрелки, кровавые побоища, покушения на государственных деятелей и политических лидеров. В обществе должна царствовать атмосфера взаимного недоверия, враждебности и ненависти. Только тогда людьми легко управлять.
    Объединение с тюркским миром – это политическая химера. Идея пантюркизма устарела. Время показало, что как только речь заходит об интересах нации, каждая страна напрочь забывает о кровном и духовном родстве.


    – Продолжая тему, как вы считаете, уход от кириллицы может привести к сужению информационного пространства?

    – Для культуры Казахстана это будет настоящей катастрофой, а для правящего режима – политической смертью. Возможно, в противостоянии с российским политическим истеблишментом мы что-то выиграем, но в отношении с собственным народом это уже породило глубокую пропасть отчуждения и непонимания. В Священном Коране есть слова « Когда Аллах хочет наказать человека, он лишает его рассудка». Спустя годы наши правители будут с недоумением задавать себе вопрос «Как мы могли решиться на такую глупость?! Как подобное могло прийти нам в голову?!»

    – Если казахский язык станет объединяющим фактором, то, может, стоит убрать в паспортах графу «национальность»? И всех граждан Казахстана называть казахами, например, как во Франции или Германии все, независимо от этноса, соответственно французы и немцы.

    Не следует слепо копировать чужой опыт, каким бы прогрессивным он не казался. В развивающихся молодых государствах часто присутствует провинциальный комплекс. Увидев на стороне что-то яркое, модное, интересное мы тут же стремимся это надеть на себя – неважно идет ли это нам или нет. Страна не готова к подобным нововведениям. По большому счету нет в этом особой нужды. У нас не хватает других проблем? Ну, хорошо. Представьте себе, мы этого добились национальной унификации – все граждане отныне именуются казахами. У нас станет меньше коррупции? У нас станет больше демократии? Повысится уровень благосостояния? Ради эксперимента можно пойти еще дальше – заставить всех мужчин именоваться Сериками, а женщин – Шолпанами. Для большей консолидации заставить народ днем и ночью маршировать стройными колонами. Всех людей из квартир переместить в гигантские шатры и казармы для того, чтобы развивать чувство коллективизма. Вам этого мало? Хорошо, согласен. Пойдем дальше. Для формирования единой, дружной нации надо заставить всех людей спать в десятиместных кроватях. А еще лучше – на полу, чтобы свободно перекатываться от одного партнёра к другому. Классная будет картина!
    Представляю себе идиллическую картину. Лежу на широкой казахской кошме. Справа от меня храпит Нурсултан Абишевич, слева – Сара Алпысовна, чуть дальше Тимур Кулибаев ворочается от бессонницы, Дарига Нурсултановна тихо напевает во сне. В дальнем углу шатра спит Ахметжан Есимов. Накануне, он принял большую дозу бешпармака, поэтому, время от времени, издает стреляющие звуки. Обитатели хан-шатыра недовольно морщась, надевают противогазы, ибо огромное сероводородное облако накрывает всех с головой. Раздраженный Нурсултан Абишевич пихает ногой в бок министра ЧС Володю Божко. Тот испуганно вскакивает, включает сирену воздушной тревоги и вновь заваливается спать. Всех спасает министр современных технологий Асет Исекешев. Он подползает к виновнику торжества, пытаясь установить глушитель и катализатор… Но раздается очередной залп и взрывная волна подбрасывает его в воздух. Описав крутую дугу, он падает на спящего министра здравоохранения Салидат Каирбекову. Испуганная женщина издает душераздирающий вопль, думая, что кто-то пытается ее изнасиловать. Просыпается ревнивый муж и бьет Асета дубинкой по голове…

    – Так то ж что-то из Чаплина или Бластера Киттона…

    – В общем, не жизнь, а сплошное кино! Романтика! С таким революционным запалом мы перещеголяем даже Северную Корею и возглавим рейтинг самых экстравагантных стран.

    – Формирование новой (суверенной) казахской нации уже началось, мы живем по закону западного капитала, деньги уничтожают все нравственные и моральные идеалы. Что же дальше, мы станем «американцами», только разговаривающими на казахском?

    Не следует драматизировать ситуацию. Все народы проходят через подобное чистилище. Возможно, следует полнокровно переболеть этими болезнями, чтобы выработать стойкий иммунитет. Я не знаю, кем мы станем и в кого превратимся. Но предчувствие подсказывает мне, что близится распад казахстанского государства на ряд самостоятельных образований. Слишком большая территория для столь малочисленного народа, раздираемого междоусобицей, эгоцентризмом и весьма размытым представлением о патриотизме. Говорят, нет худа без добра. Может это и к лучшему. Ведь не погибла же арабская нация от существования великого множества отдельных государств, некогда входивших в единый арабский халифат. Может быть, этот распад позволит сохранить на периферии исконные казахские корни и предотвратить распространение раковых метастаз на весь организм. Я не вижу иных путей, как можно предотвратить стремительное разложение страны, сползание общества в пропасть дремучей монархии и деспотизма. На все воля Аллаха! Примем нашу долю, какой бы горемычной она не была.

    – Из последнего. «По данным КНБ в настоящее время внутри страны насчитывается 24 радикальных салафитских джамаата численностью 495 человек», – говорится в обращениях информагентств.
    Это цифра реальная, или же, учитывая масштабы РК, незначительна?

    -У меня возникает вопрос относительно степени радикальности этих людей. Как в этом убедиться? Меня смущает один факт: очему в стране не проводятся открытые судебные процессы над ними с широким освещением в СМИ? Я не исключаю, что статистика может быть надуманной, сфабрикованной. Иногда на такие действия идут, что бы продемонстрировать свою работу и нагнать побольше страху на людей. Но с другой стороны, принимая во внимание, усиление социальной напряженности в стране, я допускаю, что сведения могут соответствовать действительности.

    – Спасибо за ответы, Мурат.

    Алмат Азади, газета «Трибуна»

    Published on mars 1, 2013 · Filed under: Дин ва жамият;
    1 Comment

One Response to “Интервью для газеты «Трибуна: Ашык Алан»”

  1. председатель союза мусулман-если так говорит,сразу видно какой низкий интеллект у этого человека