-
Требуем защитить и не депортировать беженца!
22-января 2013 года Париж, Франция
Турсунов Хайрулло Турдиевич, гражданин Узбекистана, 04.04.1974 года рождения, уроженец г.Карши Кашкадарьинской области Узбекистана, находившегося под арестом с 7 апреля 2012 года в городе Актюбе Казахстана, согласно решению Уголовного суда Актюбинской области от 18 января, в ближайшее время должен быть экстрадирован в Узбекистан.
Международная Правозащитная организация «Клуб Пламенных Сердец» внимательно наблюдала, изучала и помогала организовать защиту по делу Хайрулло Турсунова, и считает, что его дело целиком и полностью сфабриковано, переполнено грубейшими нарушениями Процессуального кодекса РК, а также противоречит международным обязательствам Казахстана.
После взрывов в Ташкенте 16 февраля 1999 года всех религиозных парней, живущих в кишлаке Нукробод, где проживал и Турсунов, увезли сотрудники милиции Кашкадарьинской области. Состоялся допрос, спрашивали с какого времени они стали читать намаз (молитвы). Эпизодически допрос длился до 2004 года. 7 апреля 2004 года Турсунова арестовали уже сотрудники Службы Национальной Безопасности (СНБ) Узбекистана. Они его жестоко избили, и в процессе избиения спрашивали, получал ли он религиозное образование скрытно.
Однако в обвинении, предъявленном через один месяц, ему вменяли вину в том, что он вошёл в преступный сговор с неким Казакбаевым, проживающим в Казахстане, и ещё с несколькими людьми, которых Турсунов абсолютно не знал, а также в том, что он связан с «Аль-Каидой», хотя в процессе следствия об этом ничего не было сказано.
На областном суде Кашкадарьинской области, прошедшем в сентябре 2004 года, Турсунову было предьявлено обвинение в преступном сговоре с 18 человек, с которыми он не был знаком, в религиозном экстремизме, изготовлении и распространении материалов, угрожающей общественной безопасности. Суд приговорил его к 12 годам лишения свободы.
2 февраля 2005 года он вышел на свободу по амнистии. Причина выхода на свободу по амнистии в том, что в августе 2004 года советник Президента, заместитель Верховного муфтия Узбекистана Абдулазиз Мансур приехал в центральную тюрьму города Карши и провёл собеседование с заключенными. После этого собеседования в феврале 2005 года за необоснованность обвинений вместе с Турсуновым вышли на свободу ещё три человека. Если учесть то, что власти Узбекистана никогда не амнистировали лиц, осужденных за религиозно-политическое мышление и поведение, кого они считают «религиозниками», однозначно можно сделать вывод, что вышедшие на свободу по амнистии за короткий срок четверо мужчин, действительно были невиновными.
После освобождения к Турсунову домой ежeдневно приходил участковый инспектор милиции, который совершенно серьезно утверждал, что он является эстремистом и ваххабитом, постоянно ему угрожая. Был случай, когда участковый инспектор милиции подполковник Пардаев нагло потребовал от Турсунова произвести уборку территории участкового пункта милиции, на что Турсунов ответил отказом, сказав, что он свободный гражданин и что он занят другими полезными делами.
После этого инцидента Турсунов обратился к правозашитнику Тулкину Караеву, и они вместе написали жалобу в областное отделение СНБ на участкового инспектора милиции. Сотрудник СНБ их успокаивает и обещает поговорить с участковым. И только после этой жалобы участковый оставляет его в покое.
Но в марте 2005 года Турсунова вызвали в прокуратуру города Бешкента, где его попросили взять обратно жалобу на участкового Пардаева, но Турсунов отказался это сделать. После этого вызова его в прокуратуру участковый инспектор милиции Пардаев начал ежeмесячный вызов его в опорный пункт милиции, заставляя его писать объяснительные записки о том, чем он занимается в настоящее время. Его даже принудили написать в какой мечети он отправляет молитвы.
Это пролжалось до августа 2009 года. Когда в августе во время рамадана он возвращался домой, по пути стали к нему приставать три незнакомые женщины, и вдруг сотрудники милиции, которые поджидали его неподалеку, набросились на него, арестовали и обвинили его в том, что он посягал на честь этих женщин. Через день прошёл суд и его посадили на 10 суток.
Но в течение данного срока Турсунова с применением пыток допрашивали сотрудники СНБ. Eго спросили об именах религиозных людей, где в данный момент находится правозащитник Гайбулла Жалилов из Общества Прав Человека Узбекистана. Несмотря на то, что Турсунов отвечал, что такого не знает, его избивали в течение 10 дней, и отпустили 2 сентября.
Убедившись в том, что ему не дадут покоя на родине, 15 сентября 2009 года Турсунов уехал в Россию. Пришёл на встречу с сотрудницей ”Meмориала” Еленой Рябининой и рассказал о пережитом. Рябинина направляет его от имени организации ”Мемориал” в г. Алматы просить убежище у Комитетa ООН по делам бежeнцев.
Ещё одна из причин его поездки в Алматы была в том, что жена Турсунова Буриева Нодира с десятимесячным младенцем и двумя другими детьми также приехала как бежeнка в этот жe город. Когда Турсунов покинул Узбекистан, сотрудники СНБ вызывали на допрос и оказывали психологические пытки его супруге Н.Буриевой с требованием рассказать, куда уехал Турсунов.
В ноябре 2009 года Буриева Нодира приезжает в Алматы и сдает заявление в Комитет ООН по делам бежeнцев. 18 декабря Турсунов прилетает в Алматы.
Турсунов попросил у ООН и правительства Казахстана о присвоении ему статуса бежeнца. В октябре 2010 года Миграционный департамент Республики Казахстан ответил ему отказом, однако Турсунов не обратился в суд, так как не знал о своих правах и решил, что это уже бесполезно. Дело в том, что все, кто обращался в суд, получили отклонение своих просьб.
7 апреля 2012 года Х.Турсунов в г.Яйсане был задержан. Правоохранительные органы Казахстана отправили запрос в Узбекистан. Полученный ответ был абсурдным: Прокуратура Узбекистана утверждала, что Х.Турсунов незаконно пересек государственную границу, и, находясь в Алмате, создал религиозно-экстремистскую группу.
Возникает вопрос правового характера: почему обвинение о создании религиозно-экстремистской организации в Алматы предъявляет не Казахстан, а Узбекистан? Откуда они знают, и почему об этом ничего не говорят правоохранительные структуры Казахстана?
Суд, состоявшийся в Актюбе, рассмотрел только вопрос об экстрадикции. 18 января Актюбинский областной суд принял решение об экстрадикции Турсунова в Узбекистан.
Согласно законодательству Казахстана, срок экстрадиционного ареста составляет 3 месяца. По отношению Х.Турсунова это срок продлевался на десять месяцев, то есть, более чем в три раза.
Также, во время задержания и содержания Х.Турсунова под арестом были нарушены масса статей Уголовно-процессуального Кодекса Казахстана.Но, главное заключается в том, что Казахстан нарушает свои международные обязательства о недопустимости экстрадиции людей в те страны, где профильными Комитетами ООН доказаны наличия систематических и повсеместных пыток обвиняемых, подсудимых и заключенных.
Напомним, что в июне 2010 года, несмотря на нарушения международного права и протесты многочисленных международных правозащитных организаций, Казахстан, когда председателствовал в ОБСЕ, экстрадировал в Узбекистан 29 беженцев, которые искали убежище в Алматы.
Позже Комитет ООН против пыток признал, что этой экстрадицией Казахстан нарушил взятые на себя международные обязательства. Комитет ООН против пыток потребовал от Казахстана выплатить компенсации 29ти экстрадированным беженцам и вернуть всех их из Узбекистана, что до сих пор не было сделано.
Теперь, Казахстан, став членом Комитета ООН по правам человека, вынес вердикт об экстрадиции Хайрулло Турсунова в Узбекистан, где его ждут пытки и бесчеловечные отношения. Этим своим решением Казахстан опять грубо нарушает свои международные обязательства. Ведь, видно, что дело Х.Турсунова, как в Узбекистане, так и в Казахстане, полностью и целиком сфабриковано.
Как признается Турсунов, и мы, узбекские правозащитники, это подтверждаем, сотрудники госбезопасности Узбекистана применяют такие виды физических пыток, которые трудно себе представить.
Например, с целью получения нужного признания перед мужем насилуют жену. Беженцы стали свидетелями того, что изверги спецслужб Узбекистана вгоняли в половые органы женщин бутылку от шампанского и другие предметы.
Несмотря на то, что экстрадированные в Узбекистан бeжeнцы подвергаются пыткам, они боятся заявлять об этом, потому что после жалоб их могут ожидать ещё более жeстокие пытки.
Международная Правозащитная Организация «Клуб Пламенных Сердец» призывает власти Казахстана не допустить экстрадиции Хайрулло Турсунова в Узбекистан.
Поэтому мы просим Комитет против пыток ООН в срочном порядке зарегистрировать в отношении Хайруллы Турсунова индивидуальную жалобу, принять срочные меры по отмене его экстрадиции в Узбекистан, где его ждут несправедливый суд, пытки и бесчеловечные обращения.
Только такая позиция Комитета против пыток ООН может предотвратить антигуманный, незаконный подход властей Казахстана по отношению беженца Хайруллы Турсунова из Узбекистана.
Муътабар Таджибаева
Руководитель Международной Правозащитной
организации «Клуб Пламенных Сердец»www.yangidunyo.org
Published on januari 22, 2013 · Filed under: Ўтюраклар" клуби;
Охирги изоҳлар