-
ОТ «Я – Еврей» Гафура Гуляма ДО «Я – не еврей» Марата ибн Тишы
audiobook.uz представляет продолжение статьи Марата Захидова «Воспоминания о далёких днях. Гафур Гулям – поэт, писатель, учёный?» и «“Насрий Баён” к “Фархад и Ширин” академика Гафура Гуляма – путь к пониманию многогранности А. Навои.»
Смысл заголовка станет понятным после прочтения всей статьи.
Воспоминания об отношении к творчеству и научным разработкам академика-поэта Гафура Гуляма, которые всплывают в моей памяти и я выношу их, как ЛИЧНОЕ восприятие, на обозрение читателей сайтов, меня «по ходу пьесы» отвлекли. Сначала энтропия сразу возросла, но потом достигла минимума. Я захлебнулся от не связанных на ПЕРВЫЙ взгляд публикаций и комментариев на сайтах: audiobook.uz, mytashkent.uz, uznews.net, 12news.uz, yangidunyo.org, centrasia.ru и т.д., которые появились в унисон к теме.
К ним относятся: опубликованная на днях на сайтах «узньюс.нет» и «центразия.ру» «депеша – информация» бывшего Посла США в Узбекистане Ричарда Норланда об Отаназаре Арипове, который проходит в секретной депеше под кличкой «Ариф». Статья о депеше Норланда – Партия “Эрк” ведет тайные переговоры с исламистами, – напомнила мне об антисемитской, антиславянской компании оппозиционеров – правозащитников: поэта Салая Мадаминова (псевдоним Мухаммад Солих, а в моей сложившейся интерпретации С.-С. Мадамин), профессора – физика Отаназара Арипова (Арифа) и фашиствующего антисемита Ардзинова Миши (псевдонимы «Амишка» и «Хайль Михайль»).
ОТСТУПЛЕНИЕ.Упомянутый «Хайль Михайль» тоже, как и «Ариф», пользовался доверием посольства США, а, следовательно, ряда посольств в Узбекистане, сателлитов США. Привожу растиражированный им фрагмент письма известному московскому журналисту-правозащитнику Олегу Панфилову.
Ардзинова, Салая Мадамина, «Арифа» объединял антисемитизм. Но дипломаты США, продвинутой демократической страны мира, оставались равнодушными к их фашиствующим лозунгам и заявлениям. Конец «ОТСТУПЛЕНИЯ».
Одновременно с моими воспоминаниями на сайте “mytashkent.uz” опубликована статья о легендарной Нисенбойм Анне Григорьевны, которая в посольстве Узбекистана в Тель – Авиве продекламировала неожиданно наизусть стих Г. Гуляма: «Я – Еврей». Позвольте привести фрагмент, который отсутствовал в исполнении Анны Григорьевны.
Я ЕВРЕЙ!!!
…..Я – еврей!
И когда ты
кричишь на весь мир
нахально,
Что Гитлер, мол, ’высшая’
из всех пород,
Думаю я,
До чего похвально
Прирезать тебя,
Породистый скот!Кровь народов
смешалась миллионы раз,
И моя
В народы
Вливалась без счета,
’Нация,
Религия,
Чистота рас ’
Ещё придумаешь
что там?Я –
Представитель
Людской расы,
По национальности я –
Человек!И когда ты на четвереньках
Едва пополз,
К нам осмелившись сунуть
Свой нос гнилой, –
Пулей врагу
Стал каждый колос,
На теле нашем
Каждый волос
Отравленной стал стрелой!
Русский,
Узбек,
Еврей,
Белорус –
Рука одинаково в битве тверда.
Очистим
Земного шара арбуз
От гнили фашизма
Навсегда….Убийственные слова Гафура Гуляма против фашизма, антисемитов и выражение уважения к еврейской нации, «выбросили» мою память не только на публикации сегодняшнего дня, но и на 500 лет назад.
Перед глазами всплыли слова Навои: “Ибрию, юнонию, сурёни ҳам/, Ҳинди агар сурса билиб они ҳам”. “ На иврите, греческом, арабском языках,/ И, если угодно, на языке хинди он свободно говорил)”.
А. Навои тем самым выразил своё отношение к евреям, как одной из самых исторически просвящённых народов мира. Как и греки. “Ки Юнон мулки ул фархунда кишвар,/ Ки ҳикмат бирла топти зебу зевар”.
Без Гафур-аки понять не получится, поэтому обратимся к “Насрий Баён: “Юнон мамлакати ғоят гўзал ўлкадир, у бошдан-оёқ ҳикматлар блан безалгандир.” Т.е. “Греция страна, которая буквально пронизана мудростью” (перевод на русский мой.- М.З.).
И закономерно, что и иврит, и греческий Навои поставил в один ряд с языками просвящённых народов.
Поэтому мне хочется сказать о своём восприятии разных позиций поэтов, и просто личностей, которые созидают и тем самым уходят в бессмертие, и тех, кто разрушает. С учётом вышесказанного я раскрою то, что связано с моими впечатлениями и событиями, которые канули в новейшую историю. Это был ещё один урок, который я получил от отца. Он связан с Анной Григорьевной, которая процитировала Г. Гуляма в Тель – Авиве, и её супругом Нисенбоймом Юлием Земовичем.
ОТСТУПЛЕНИЕ.
Недавно я был в Израиле и встречался со своими близкими друзьями и наставниками. В частности, с выдающимся учёным – историком, бывшим профессором Ташкентского университета Семёном Исааковичем Гитлиным. (На фото мы в Тель – Авиве). Ему сейчас за 80 лет.
На фото: М.Т.Захидов(слева) и С.И.Гитлин(справа)
Я нашёл его и он с дочерью приехали ко мне. Мы говорили о моём лечении, которое мне чуть погранслужбы Узбекистана не перекрыли по предписанию суда уже в третий раз. Еле-еле, после представления медицинских документов о критическом состоянии здоровья, меня выпустили.
По ходу Гитлин сказал, что в Израиле имеют высокий авторитет профессора – медики из Узбекистана акад. Шавкат Каримов, Тургунпулат Даминов и онколог Наврузов. (Особенно про Наврузова и в ближайших статьях на другую тему я скажу причину публикаций негативных моментов в интернете. Жёстко и жестоко скажу. У проф. Гитлина был интерес выслушать мои недовольства, так как он был хорошо знаком с отцом Генпрокурора, Хамид Кадыровичем Кадыровым, а проф. Наврузов сват Генпрокурора).
Касаясь того, что я собираюсь написать заказную статью – воспоминания молодости о встречах с Гафур Гулямом, С.И. Гитлин указал на подаренную книгу и сказал, что я там найду полезную информацию и добавил: «Но вряд ли ты её прочтёшь». Плохо Семён-ака меня знает с этой стороны. Я осилил 900 страниц за 3-4 дня, так как научен читать по диагонали с переменной скоростью.
В книге я даже нашёл имя старейшего врача 1870 года рождения Стекольникова без инициалов. Он меня, ребёнка, спас от смерти (малярия) в 1944 году. Звали его Самуил Маркович. Он умер в середине 40–х годов и похоронен на Боткинском кладбище. Я был совсем малыш, но отец меня взял на похороны, когда он умер. Указан и сын его, профессор – рентгенолог А. С. Стекольников. Уникальный труд создал Семён Исаакович. Это значительный раздел и истории Узбекистана.
Но я использовал факты из этой книги более, чем предполагал. Я узнал, что «Я – Еврей» перевёл на идиш поэт, публицист М.Л. Гольдман, который после нападения гитлеровцев, переехал из Белостока в Ташкент. И остался в Ташкенте на всю жизнь. Разве это не показатель толерантности, дружелюбия, человеколюбия коренных жителей Узбекистана к беженцам войны? Ведь этот факт не единичен и не локален по времени.
Сила Ш.Р. Рашидова, кстати говоря, была и в том, что в самый разгар преследования евреев в СССР, который был при Хрущёве и Брежневе, в рамках Узбекистана лица еврейской национальности не подвергались практически никакому давлению. К Хрущёву в те времена обращался величайший английский учёный – математик ХХ века, логик, общественный деятель Бертран Рассел с призывом отменить смертную казнь для большой группы лиц еврейской национальностей. За какие-то экономические преступления. Но «кукурузник» отказал.
В книге проф. Гитлина я нашёл фотографию Юлия Земовича Нисенбойма, супруга Анны Григрьевны.
(В районе, где Академия МВД, массива Кара-Су, есть Музыкальная школа «ТуркВО» или сейчас Минобороны. На этой территории в начале 50-х годов был пионер – лагерь ТуркВО. Далее по дороге в сторону «парка» до сих пор сохранился стадион. Между П\Л Туркво и стадионом находились пионерлагеря «Урожай» и «СВШиНУ», т.е. Профессионального союза высших школ и научных учреждений, потом переименовали в п/л «Пионерская зорька».
Летом 1952 года я там отдыхал, а потом должен был поехать в «Артек». Директором лагеря был, Юлий Земович, а пионервожатой его супруга Анна Григорьевна. Однажды у ребят собрали подписи с жалобой на организацию питания в лагере. В письме были написаны слова «нам дают кислое молоко, разбавленное водой, вместо сметаны».
Это мне запомнилось. Приехала авторитетная комиссия из Ташкента. Невиданное дело – дети письмо подписали!!! Всех детей старшего возраста, воспитателей собрали в павильоне столовой. Началось обсуждение и вдруг кто-то подошёл и сказал, чтобы повременили, так как сейчас приедет президент АН с секретарём ЦК комсомола. Президент АН это был мой отец, который в то время совмещал президентство с ректорством в САГУ. Можно себе представить, как заволновались сотрудники, но не дети.
Вспомните название лагеря: высшая школа и научные учреждения! Их встретили и провели в павильон. Я обратил внимание с каким достоинством разговаривал начальник лагеря Юлий Земович и с какой улыбкой (а у Анны Григорьевны была «гагаринская улыбка») с отцом и Сергеем Степановичем Канаш, академиком-селекционером по хлопчатнику, в отличие от членов комиссии узбекских профсоюзов, которые хотели проявить принципиальность и наказать руководителей лагеря. К. Муртазаев что-то обсуждал стоя, с членами комиссии. Когда расселись и комиссия начала снова с чтения письма, отец их мягко оборвал и сказал, что ему и секретарю ЦК комсомола Каюму Муртазаевичу всё известно, что они приехали сюда для проведения встречи с ребятами по теме науки и образования, но у него есть один вопрос к сыну.
Юлий Земович: Марат, встань! Отец: «Ты с каких пор, падаринга налат (проклятие твоему отцу), стал подписывать письма и указывать отчество». – «Я отчество не писал». Отец: «А про кислое молоко с водой ты тоже не писал?» Мой ответ: «Это не я». Отец: «Пошлите его на три дня на кухню и никаких футболов». И сейчас у меня навёртываются слёзы, когда Юлий Земович сказал: «Тиша Захидович, это не армия и это не проступок, чтобы наказывать Марата. Тогда надо наказать кухней весь отряд».
Потом Анна Григорьевна: «Тиша Захидович, тут и другой момент. Он самый лучший футболист, а у нас межлагерная олимпиада».
Я разрыдался от того, как они за меня заступились. На этом всё закончилось. Оказалось, что кто-то хотел изжить из лагеря Нисенбоймов. Для этого нужно было письмо «снизу». К моей фамилии приписали отчество «Тишаевич». Сын президента и ректора! А ему вместо сметаны в кислое молоко воду добавляют!
«Добавляли» всем, но надо было привлечь внимание. О деталях у узнал через много лет от бывшего в то время секретарём комитета комсомола САГУ в 1952 – 54 годах Александра Мирзоевича Султанова, когда с ним в составе делегации ЦК ВЛКСМ ездил в Австралию зимой 1967-68 года. По указанию Каюма Муртазаева было проведено расследование и интриганов наказали.
Надо внести деталь. ЦК комсомола и Президиум АН находились в одном историческом здании напротив ресторана «Бахор». Это и оказалось причиной совместного посещения п/л отца с К. Муртазаевым, который и рассказал отцу про «анекдот» с моим отчеством. В середине 70-х я был в Ташкенте и зашёл к Г.А. Хидоятову в дом, где он живёт у ЦУМа. Из того же дома вышел из подъезда Юлий Земович. Без протеза на руке. Я поздоровался, но он не узнал меня.
Прошло более 20 лет. Я сказал, что я был в лагере у него и Анны Григорьвны в СВШа (Тогда же К. Муртазаев распорядился сменить название п/л СВШа на «Пионерская Зорька», т.к. узнал что нас называют «вшивари». Впрочем, из п/л «Туркво» называли «турками», из п/л «Урожай» «урками»). Юлий Земович улыбнулся. Он был такой же энергичный и динамичный. Чтобы он вспомнил, я сказал, что я сын акад. Захидова – Марат. Он отложил ведро, обнял меня и крепко прижал к себе. Не по себе даже сейчас приходится, что про таких людей можно было так писать под отчеством «тишаевич». Но отец меня наказал и не наказал.
Вместо «Артека» во вторую смену (чтобы на союзном уровне не подписывал коллективные письма), отец забрал меня в Москву и Ленинград к большому моему неудовольствию. Мне хотелось на море. На море я впервые попал только в 32 года. Но зато с 12 лет я увлёкся историей г-ва Российского и в ответе А. Солженицину на его маразматику «Как нам обустроить Россию» я на фактах сказал о его туфтовых заключениях. Может когда и опубликую на суд читателей.
Я с папой у фонтанов Петродворца (август, 1952 г.)
Когда узнаёшь о неожиданных событиях, как неожиданная декламация « Я – Еврей» в далёком Тель-Авиве, или вчитываешься в произведения великих гуманистов, то переносишься к «своим баранам»
И.А. Каримов со своей командой не только заложил кляп узбекским «демократам – националистам» типа С.-С. Мадамин, «Ариф», братья Пулатовы…. . За 23 года ни одного межэтнического конфликта, ни одного конфликта на религиозной почве. Для будущих поколений не будет «чёрных пятен», которые становятся причиной повторения трагических событий, ушедших в историю конфликтов. Я бы назвал это «вендеттой поколений». «БИЗДАН ОЗОД ВА ОБОД ВАТАН ҚОЛСИН” – надо понимать в обобщённом смысле, а не как подметальщик тратуаров.
24 марта 1990 года небольшой группе оппонентов бирликовского толка в узбекском Парламенте И.Каримов при выборах президента сказал, что не допустит принятия Закона о гражданстве в той редакции, которая принята в республиках Прибалтики. И добавил: ”Можете не голосовать за избрание меня президентом.” Это его стиль. Так же он высказался на Политбюро ЦК КПСС, когда встал вопрос о его выдвижении на позицию первого руководителя Узбекии.
В книге Гитлина я нашёл фотографию другого узбекского учёного-историка еврейского происхождения А.И. Зевелёва.
Во времена народных фронтов уехал в Москву и жил недалеко от метро «Юго-Западная». Он автор книги о Б.Н. Ельцине, где на документальных материалах представлена и позиция И.Каримова при подготовки Союзного Договора.
Еврейский учёный – историк, покинувший Узбекистан, который для многих тогда стал неуютным («русские в Рязань, татары – в Казань», а кончилось, что и узбеки попёрли и в Рязань, и в Казань), основываясь на документальных фактах говорит, что к власти в Узбекистане пришла выдающаяся личность, исходя из того, как Каримов отстаивал интересы своей страны и авторитет страны перед мировым сообществом.
Мне помнится, что С. Ежков в 2000 году говорил, что деятельность И. Каримова будет переоценена через 50 лет. Проф. А. Зевелёв говорил, что переоценка будет ещё при нашей жизни. Так и получается. Даже в условиях тотальной коррупции в структурах регионов, издевательства над простыми жителями страны со стороны силовых структур на местах, люди на примере «разноцветных вёсен» поняли, что главное было достигнуто и в буквальном смысле уже переосмыслили, что предвидел проф. Зевелёв.
Это отступление я сделал с целью показать нравственное превосходство, широкий общественно-политический кругозор, дальновидность («Гений это человек, который, работая на настоящее, приуготовляет будущее» – писал В. Белинский) «поэта, который больше, чем поэт» – Г. Гуляма. Ибо произведения Г. Гуляма, Мусы Ойбека, русскоязычных узбекских писателей и поэтов Александра Файнберга, Сергея Гребенюка, Сергея Бородина и др. отражали не только толерантность и миролюбие узбекского народа, но и имели большое значение в формировании подобного сознания у подрастающего поколения. И давно пора развести гениев – гуманистов и приверженцев-терры, профашистов, антисемитов по разным квартирам. Вместо того, чтобы оставаться равнодушными к созданию исторических «ценностей» национальных конфликтов для детей и внуков.
Точно так же, как гармоничность величия Г. Гуляма сочетается с преклонением перед ним ярчайших личностей Нисенбоймов, точно так же раскрытие сущности тоже поэта, но поэта – однодневки, обречённого неудачника прилипалы к власти и человеконенавистника, должно раскрываться в контексте с его соратниками, поклонниками – однодневками.
В том числе с «пятой колонной» русскоязычников из разных комитетов социальных мониторгистов и правозащитных альянсов.
А теперь я скажу о смысле второй части заглавия: «Я не еврей». Эта фраза принадлежит мне. Чтобы настроить массы верующих мусульман против меня, вся это оппозиционно правозащитная компания узбекского разлива распространяли про меня разную дезу, в том числе, что моя мать еврейка. Это обычный приём журналистов Кислова, Бухарбаевой, салайсалиховской компании.
ДЕЗА!!! Даже племянник моей матери известный оппозиционер, с которым мы на разных полюсах в политике, позвонил из Коканда и сказал: «Марат-ака, здесь в Ферганской Долине распространяют массовым тиражом листовки, что вы по материнской линии еврей». Я ему в те года ответил: Это твои проблемы, так как ты мамин племянник.
А в ответ на публикацию в интернете я написал: «У МЕНЯ МАТЬ НЕ ЕВРЕЙКА. ОНА УРАТЮБИНСКОЯ ТАДЖИЧКА. НО, ЕСЛИ БЫ ОНА БЫЛА ЕВРЕЙКА, ТО Я ГОРДИЛСЯ БЫ ЭТИМ.
Многие узбекские академики были женаты на еврейках. Дети их (акад. Рахматулина, акад. Юнусова, акад. Мухамеджанова) выдающиеся учёные с международным именем. Это генетический фонд узбекской нации, где бы они не находились. Но и сам по себе род (не клан) Гафура Гуляма представляет собой плеяду выдающихся личностей в области культуры (Бахри-апа Гулямова, в естественных науках и гуманитарных науках (сыновья академики Улугбек-ака, Мирзокадир, проф. Хандомир), племянник Юлдашев Бекзот, в государственном строительстве.
Как и дети выдающегося писателя М.Ойбека. Об этом подробнее в окончании. На уникальных ценностях этих личностей формировал моё мировоззрение, в первую очередь, отец.
Так что принадлежностью к еврейской нации меня не напугать. И тем, что я «сижу в кармане у Каримова». Главное, что не у «дяди Сэма».
Окончание следует.
www.yangidunyo.org
Published on december 1, 2012 · Filed under: Марат Зоҳидов;
One Response to “ОТ «Я – Еврей» Гафура Гуляма ДО «Я – не еврей» Марата ибн Тишы”
-
Жуда яхши бир илмий-тарихий мақола экан.
Устозимиз Тиша Зохидович(Худо рахмат қилган бўлсин)ни куриб талабалик йилларим эсимга келди.
Охирги изоҳлар